О том, что после распятия и смерти Христос душою Своею сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: “Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи, и некоторых упоминаний в посланиях апостольских, например: Потому что и Христос, чтобы привести нас к богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал. Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божьем и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения. Это представление служит каноническим иконописным сюжетом Воскресения: валяются сорванные с петель створки адских врат, и Христос в особом миндалевидном нимбе (мандорле), выводит Адама, Еву и других праведников из адских глубин. Великая Суббота – день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас этот день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи , яйца и всякую снедь. Вот уже и вечер, в храме начинают читать Деяния Апостолов… И совсем скоро мы запоем: “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити”.
Священник Сергий Круглов