Утешение для тех, кто сомневается в собственном спасении
Есть три высших христианских добродетели: вера, надежда и любовь. Про веру все понятно. Без веры угодить Богу невозможно. Как Писание говорит:
«Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».
Про любовь тоже все знают, что Бог есть любовь, и что от нас Он тоже хочет, чтобы мы любили и Его, и ближнего.
А что о нашей надежде? Не тщетна ли наша надежда?
Мы собираемся по воскресеньям, иногда и чаще, приходим в храм, причащаемся святых Христовых тайн, молимся утром и вечером, пытаемся жить по заповедям Божьим. Не всегда получается, но постараемся. Есть ли у нас надежда спастись?
Вот что говорит нам апостол Павел:
«Братия! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению».
Да, в Бога веруют и ревность имеют, но не делают то, что нужно, не по рассуждению.
«Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией».
Есть собственная праведность человека, которая достигается его собственным усердием и трудами. И его единоплеменники, израильтяне, на это и уповали, что фарисеи и книжники своей собственной праведностью достигнут обязательно спасения.
«Потому что конец закона – Христос, к праведности всякого верующего. Моисей пишет о праведности от закона: «Исполнивший его человек жив будет им». А праведность от веры так говорит: «Не говори в сердце твоем: „Кто взойдет на небо?“ То есть Христа свести. Или: „Кто сойдет в бездну?“ То есть Христа из мертвых возвести». То есть даже не упоминай о каких-то небывалых трудностях.
«Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься».
Кажется, как же такой минимум? Мы все до одного всем сердцем веруем, что Христос воскрес из мертвых. Никто не сомневается. А на Пасху об этом вообще все друг другу говорят и ответно утверждают. А может есть тот, кто не считает Иисуса Господом? Мы все время твердим: «Господи помилуй». Мы по-другому не мыслим о нем. Мы все почитаем его Господом.
И вот Священное Писание устами апостола Павла говорит:
«Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению».
Так мало для спасения? С одной стороны, да. Но, с другой стороны, и не совсем. Как бы нам не запутаться. Господь говорит: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». А апостол Иаков говорит: «Вера без дела мертва».
Что же нам делать? Как нам разобраться в этом?
Здесь Господь же прямо через апостола Павла говорит, что спасение вот так близко к нашему сердцу. Это очень важное для нас ученье, потому что в этом вся надежда. Потому что человек иногда думает: «Ай, я спастись не смогу». Или, наоборот, слишком расслабляется.
Как нам и иметь надежду постоянную, и при этом все-таки не расслабляться и не облениться?
Апостол Павел в первом послании к Коринфянам говорит:
То есть основание нашего спасения – Христос. Надеюсь только на него. Ни на свою праведность, ни на свою жизнь праведную. Он в основании моей жизни. Я верю, что Он мой Господь и что он воскрес из мертвых.
«Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы…».
Разное строительство, как у трех поросят, которые тоже по-разному строили, у одних дома улетели от ветра, а у другого они спаслись.
«Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня».
Не хотелось бы из огня спасаться, однако же говорит, что и он спасется.
Для нас это очень важное известие, потому что, зная, что Господом мы спасены, и каждый раз не напрасно утверждая:
Мы это утверждаем, что Он и помилует, и спасет. Безусловно.
Почему? Потому что по Писанию веруем, что Он наш Господь, и что Он воскрес из мертвых. И это одно дает нам доступ к божественной праведности, которая не от дел наших, которых мы не имеем в полноте. Каждый, который себя исследует честно и подробно, скажет:
«Нет, я человек неправедный. Если и стараюсь что-то делать, всё с грехом пополам». Но праведность Божия превыше всего.
Поэтому надежда на спасение, которое Господь нам даровал, весьма высока. Мы подлинно движемся ко спасению. И, зная об этом, что Господь нас спасет, должно действовать не из страха, не из соображения, как бы мне в ад не попасть, а из того, как бы мне, моего Господа, который для меня все сделал и спас меня, для него потрудиться.
Как бы мне для моего Господа Иисуса Христа, моего Спасителя, который жаждет меня видеть в Царстве Небесном, потрудится, зная, что Он всегда обо мне печется, дает себя в пищу мне через причастие, чтобы жить во мне, чтобы я мог измениться, чтобы во мне зажглась любовь? Это самое главное. Это главнее всего. Это тот надстрой, на котором мы строим. Не солома, которая горит, а золото и драгоценные камни.
И вот будем это стяжать. Потому что и основание Он же сам, и то, из чего строится, Он подает. Потому что нам не из чего строить. У нас нет ничего. Что он на это говорит? «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». Ты знаешь, что тебе не из чего строить, Он дает этот материал. Он подаёт тебе и веру, и любовь, и все качества, требуемые для Царства Небесного, — это всё от него.
А нам должно иметь добрую надежду, что мы действительно спасены, что все это не напрасно, труды наши не пропадут даром.
Самое главное:
«Если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится».