Как правильно исповедоваться? Советует батюшка
Хочу сказать несколько слов об исповеди, причем не только касательно вещей внешних, что говорить на исповеди, а и более важное: о внутреннем состоянии перед исповедью, на исповеди, и взаимоотношениях со священником, и как часто исповедоваться, и что говорить.
Начнем с главного, с внутреннего. Когда идешь на исповедь, если хочешь получить от этого таинства благодать, нужно иметь в сердце своем, в уме своем намерение стать Богу верным.
Верным в мелочах, по-настоящему верным. Исправиться, постараться всячески избегать тех грехов, которые сделал, и стать Богу верным. Если такое намерение есть, то всегда после исповеди бывает необычайная легкость, благодать. Кто с таким сердцем подходил, тот знает, что дает исповедь, какую радость она дает. Это первое.
Теперь со стороны такой более внешней. Исповедь сама по себе есть открытие Богу, который и так знает все наши грехи. Однако открытие ему устное свои грехов. Не священнику, конечно, а в присутствии священника исповедь Богу, поэтому начинается она такими словами обычно: «Прости меня, Господи, я согрешил(а)». И дальше человек говорит, в чем он согрешил.
Ни в коем случае не требуется и нельзя говорить о других посторонних людях на исповеди. Не нужно себя оправдывать. Иногда человек так говорит, чтобы священнику было понятно, почему он так согрешил. Но это не нужно. Мы всегда грешим только потому, что мы грешные люди.
Если бы на нашем месте, в нашей ситуации оказался бы апостол Павел или великомученица Екатерина, Матрона Московская или Николай Чудотворец, такого бы греха не произошло. Мы так согрешили только потому, что мы грешные. «Я, Господи, предал Тебя, поэтому я так совершил». Оправдывать себя на исповеди дело последнее и самое неловкое, этого делать не следует.
Других людей упоминать вовсе не нужно. Иногда бывает так, что человек говорит: «Мне надо же сказать, почему я согрешил. Вот мой зять делает так, так и так, и вот я с ним грешу». Не надо. «Прости меня, Господи, я согрешил.
С раздражением, гневом, завистью, говорил слова неподобающие, матерные слова, осуждал». То есть именно таким образом, называя свои грехи, произнося их, человек Богу открывает свои перед Ним согрешения.
Подробности какие-то, обстоятельств говорить вовсе не нужно. Исключение бывает, когда человек ведет борьбу с грехом, его духовник об этом знает, и вот после борьбы человек в этот грех опять впал.
И вот чтобы разобрать, иногда бывает полезно понимать, как это произошло с человеком, чтобы в другой раз в этом же месте, в котором он спотыкается, своевременно сделать то, что помешает этому греху. Как бы сказать, духовный антиприем, если говорить по-спортивному.
Что еще очень важно? Не нужно называть те грехи, в которых человек не согрешал. Ну, например, человек приходит и говорит, согрешил мшелоимством. Он взял перечень грехов и оттуда читает то, что вообще его не касается. Мша – это взятка, мшелоимец – это взяточник, а мшелоимство – взяточничество. Когда приходит старая бабушка или другой человек, не начальник, которому никто не дает взятки, и кается в мшелоимстве, то это, конечно, ложь.
Как скрывать свои грехи перед крестом и Евангелием – это грех, так и наговаривать на себя лишнего, ничего не делая, это тоже грех.
Есть такой способ неверный обойти исповедь – сказать, что я во всем согрешил. Нет человека на земле, который бы согрешил всеми возможными грехами. Не удастся, жизни не хватит. Грех очень распространен: одни грешат одними грехами, другие другими. Только то, что человек называет, вот именно эти грехи он исповедовал. То, что он не называет, он их не исповедовал.
Как часто человеку должно исповедоваться?
Вообще, нужно себе представлять так, что мое сердце должно быть всегда чистое. Это его нормальное состояние – чистое сердце. Вот я исповедовался, причастился, отошел и вот теперь должен хранить свое сердце.
Если я заметил, что я прямо сейчас что-то согрешил, в мыслях или слово сказал какое-то, я должен тут же немедленно, заметив это, сказать: «Господи, прости».
В вечерних молитвах есть ежедневное исповедание грехов. И нужно следить, чтобы сердце было чистое. Какие-то мелкие грехи, бывает, можно тут же и отмолить. Это так и есть. Потому что возвращается опять то благодатное состояние, в котором пребывал человек до этого. Он опытно знает, что грех опять отошел.
И как только есть возможность прибегать и к уже церковному таинству исповеди. Потому что здесь мы имеем полноту врачевания.
И еще об отношениях со священником. Понятно, что исповедь – не разговор со священником. Однако многие так выстраивают, опасаясь, как бы священник не стал про них что-то плохое думать. Это большая ошибка.
Во-первых, любой человек, который ходит к священнику, думает, что у него такие большие грехи, что батюшка удивится. Если священник служит хотя бы пару лет, а если пять лет, то тем более, его удивить практически ничем невозможно.
Любыми грехами, которыми вы согрешили, он наверняка их уже слышал. То есть это дело обыкновенное. Нужно себе представлять, что священник в основном знает о других людях только их грехи.
Представьте, что пришли на прием к стоматологу. Что он смотрит во рту? Какой зуб гнилой и как его лечить. Точно так же и здесь. Кто-то пришел бы на прием к стоматологу, сказал бы: «Смотри, у меня вот тут резец, он хороший. А этот вот зуб…» — «Ты чего хвастаешься? Ты с чем пришел? Пришел ты с больным зубом, давай будем лечить».
Так же и здесь, когда приходит человек, начинает хвастаться, что он сделал – не надо этого делать. Исповедь не место для того, чтобы поделиться, что хорошего я сделал. Это совсем не нужно. Только одни грехи. «Прости, согрешил в этом, в этом, в этом».
И еще один момент. Когда я сам не был священником, я так думал, что, если я покаюсь в своих грехах при священнике, который тем более мне был знаком, он станет обо мне хуже думать. У меня было такое представление. Хотя я исповедовался и отношение никак не ухудшалось, но, когда я стал сам священником, я узнал одну очень интересную вещь.
Оказывается, если человек приходит и в твоем присутствии Богу, исповедуя свои грехи, кается, какие бы то ни были страшные грехи, нехорошие, грязные грехи, если он в них кается, всегда к нему рождается очень доброе, теплое необыкновенное чувство.
Это, видно, от Бога, потому что это таинство, иначе бы священник так бы все это и понес. Но нужно знать об этом. Когда идешь на исповедь, не бойся.
Исповедуй грехи, как есть. Если не можешь сказать словами, бывает человеку стеснительно, напиши.
Начни:
«Прости, Господи, я согрешил(а). Батюшка, вот мои грехи. Пред Богом зачитайте их».
В конце говорите:
«Прости меня, Господи, каюсь».
Вот примерно таким образом должна быть построена исповедь. Если к ней вот так подходить, то с Божьей помощью грехи совершенно очистятся, а постепенно и жизнь наша изменится по образу Господа нашего Иисуса Христа, которому слава и держава, и честь, и поклонение подобается Отцом и Святым Духом всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.