Почему те, кого оживил Христос, ничего не говорили о происходящем с ними за гробом?
Вопрос:
«Есть много случаев оживления мертвых. Например, в Евангелии. Но возникает вопрос, почему те, кого оживил Христос, ничего не говорили о происходящем с ними за гробом?»
Ответ батюшки:
Почему не говорили? Я думаю, говорили еще как. Посмотрите даже на фантастические результаты апостольской проповеди в первые дни после вознесения Христа, после сошествия Духа Святого на апостолов. Тысячами людей ежедневно церковь приумножалась. Пять тысяч, семь тысяч, три тысячи. Такие цифры зафиксированы в книге Деяний.
Мы видим, что плоды проповеди были действительно фантастическими. Возможно, в том числе от того, что в течение сорока дней, может, даже больше, умершие, воскресшие, ходили по Иерусалиму, по Израилю и говорили о том, кого видели за гробом, кто к ним сошел, что Христа они там видели, Иоанна Предтечу там видели.
Как пишет апостол, сойдя в преисподнюю, Христос проповедовал находящимся там духам. Кстати, заметьте, не вытащил оттуда всех принудительно, спасая всех, но только тех, кто захотел, кто в аду согласился выйти со Христом. Даже в аду находящихся надо уговаривать.
Это удивительная цитата, которая лишь ещё раз подчёркивает то, что в ад насильно никого не тащат, это дело добровольное. Это сознательный выбор человека, который хочет в вечности не быть со Христом.
Единственное что нигде не зафиксировано явление умерших жителям Иерусалима, никто об этом не писал, никто об этом не говорил. Только краткие слова в Священном Писании, что по воскрешению Христа множество телес святых тоже восстали, и они ходили по городу и проповедовали.
У нас нет оснований сомневаться в этом, и то, что об этом фантастическом событии никто из апостолов больше не написал, может быть потому, что об этом и так знали все. Вы же знаете, когда ты что-то пишешь, находясь в моменте, ты даже не думаешь, а стоит ли об этом писать, ведь и так об этом все знают.
Еще учтите, что первохристианская община жила с ожиданием второго пришествия Христа при их собственной жизни. Это была основа веры первохристианской общины. Евангелия не записывались, заметьте. Какое-то написали через 15 лет, какое-то через 30. Евангелие от Иоанна вообще было написано через 60 с лишним лет после воскрешения Христа.
Не торопились записывать и фиксировать всё то, что происходило в жизни Христа, в жизни первохристианской церкви и апостолов. Повторюсь, зачем писать, когда миру конец. Когда стало ясно, что, похоже, церковь будет иметь долгую жизнь, и мир еще не настолько плох, чтобы антихрист мог воцариться здесь и сейчас, тогда стали бегом уже записывать, что же, собственно, происходило.
Я думаю, что они все говорили о Христе, о вечной жизни, которая двуполярная: есть жизнь с Богом, а есть жизнь без Него. И лучше быть с Богом, чем вне Его Царства.
Надо сказать, что церковное предание сохранило некоторые сведения о воскрешенном Лазаре, который впоследствии был епископом. Говорят, что он жил строго, аскетически, никогда не улыбался, кроме одного раза, когда увидел, как на рынке кто-то ворует глиняный горшок, улыбнулся и сказал, что глина ворует глину. Больше вроде бы не улыбался.
Может быть, и улыбался, но церковное предание зафиксировало только вот этот момент из его жизни. Ну и сами представьте себе, каково это побывать в аду.
Захочется ли потом радоваться земным благам, понимая, насколько это все эфемерно и временно, мимолетно по сравнению с жизнью вечной? Сами, наверное, тоже бы много не болтали.