Объясняет Алексей Осипов

Почему человек умирает в тот или иной момент своей жизни, и как мы можем помочь нашим усопшим родственникам и близким, рассказал учёный-богослов, заслуженный профессор Московской Духовной Академии Алексей Ильич Осипов.

Алексей Ильич Осипов — учёный-богослов, педагог и публицист, доктор богословия, заслуженный профессор Московской духовной академии, апологет, проповедник, писатель, православный катехизатор.

Алексей Ильич Осипов, богослов:

Преподобный Исаак Сирин говорил: «Кого назову разумным? Только того, кто знает, что у него есть предел этой жизни».

Откуда вы знаете, когда именно вашему близкому было бы лучше умереть: в этот момент или позже? Вы же совершенно не знаете, что было бы с ним потом? В каких страданиях он бы пребывал или с какими тяжелейшими болезнями столкнулся, или в какое бы попал окружение, или в каком плену оказался, и что бы там с ним стало? Вы можете знать об этом?

Мы ничего об этом не знаем. А предел жизни у каждого из нас есть. И Господь забирает человека только тогда и только в том случае, когда это является для него наилучшим моментом для перехода в вечность. А туда мы все перейдём, независимо от возраста и положения.

Поэтому надо верить Богу, верить, что Он  любовь. И если Он берёт человека в этот момент, то этот момент, действительно, является, наилучшим для вхождения в Царство Божье.

Представьте, что вы совершаете путешествие в тяжелейших условиях. И вдруг прилетает вертолёт, в котором есть только одно место. Вам говорят: «Можем взять вашего близкого». И вскоре он окажется дома. То есть окажется там, куда вы, собственно, и идёте. Идёте по горам, оврагам и буеракам. Вашего близкого уже взяли, и он уже дома, а вы ещё только идёте… Нужно благодарить Бога, потому что его взяли по любви.

А мы жалеем себя: как я переживу это расставание? А про близкого человека, который уже дома, мы даже и не думаем. Но он уже достиг цели. А мы, повторюсь, продолжаем свой путь по болотам, долинам и лесам с дикими зверями. И мы страдаем: как жалко, что его нет с нами. Мы бы хотели, чтобы он ещё здесь побыл. Но вы не знаете, что его здесь ожидало бы далее, и что было бы с его жизнью.

Итак, если мы верим, что Бог есть любовь, это означает, что Он забрал человека в наилучший момент. И человек  уже дома.

Как мы можем помочь своим усопшим сродникам? Только молитвой. Однако, молитва является действенной, только тогда, когда она, действительно, является молитвой, а не пустым произнесением слов. По большому счёту, если мы хотим оказать помощь своим усопшим, то нам надо взяться за себя.

Мы помогаем им в той мере, в какой мере мы сами очищаем свою душу. Действенность молитвы обусловлено нашим духовным состоянием. Поэтому в это время, хотя бы в эти сорок дней, человек должен провести усиленную христианскую жизнь, которая будет включать в себя и пост, и молитву, и чтение святых отцов, и воздержание в каких-то других вещах. Хотя бы эти сорок дней побыть христианином. Хотя бы так.

Вот тогда наша молитва может оказать самую действенную помощь нашему усопшему родственнику. А если вы будете только рассылать записки, не молясь сами…

Ведь что такое помолиться? Это значит отказаться от каких-то увеселений, развлечений, суеты… Это значит собрать свой ум, привести себя и свою жизнь в определенные рамки. За вас эту работу никто не сделает. За вас этот подвиг никто на себя не возьмёт. Понимаете?

Нужно оторвать от себя хоть какую-то часть. (Речь идёт не о деньгах). Например, попоститься один-два-три дня, воздержаться от какого-то зрелища, перестать болтать о пустяках с соседкой, выключить ящик… Нужно что-то от себя оторвать ради этого человека. Вот тогда наша молитва приобретает силу.

Но об этом люди как-то забывают. Они готовы написать сто записок в сто монастырей… А воздерживаться и молиться сами не готовы.

Очень полезно в это время подать нуждающимся людям. Бог видит: любой акт любви с нашей стороны — это есть действенная помощь усопшему.

Обратите внимание, какое это замечательное сочетание: всё то, что мы хотим сделать из любви к другому, мы, прежде всего, делаем для себя. Акт любви оказывает самое благотворное действие, прежде всего, на меня самого. И в то же время оказывает такое же действие и на того, за кого я молюсь.

Почему я этой теме уделяю так много внимания? Потому что эти, казалось бы, элементарные вещи оказываются за границей сознания подавляющего большинства людей.

 

От Valery

Добавить комментарий