Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
Когда и как возник этот образ, никто не знает. А вот название ей такое дал Феофил Аданский. По преданию жил он в VI веке, служил экономом в архиерейском доме, был очень порядочным и добросовестно выполнял свою работу. После смерти епископа Феофила пытались назначить на его должность, но он отказался, т.к. считал себя недостойным такого ответственного делания, остался в прежнем звании.
Завистники обвинили эконома в краже, и новый епископ отстранил его от должности. Возроптал он на Бога, и в душе зародилась мысль о мести. Он отрекся от Господа и стал служить сатане. Епископ со временем решил вернуть его на службу и тогда Феофил очнулся от дьявольского пленения. Он уединился и несколько дней взывал к Богородице о прощении и спасении его, «погибающего», стоя на коленях перед её иконой и называя Её «взысканием погибших». Наконец, молитвы были услышаны, а Феофил прощен.
Впоследствии он вел такую праведную жизнь, что в Католической церкви за это был прославлен в лике преподобных, день почитания его приходится на 4 февраля.
В России первые чудеса этой иконы были явлены в XVIII веке. Сначала она спасла замерзающего крестьянина от неминуемой гибели. Федота Обухова в дороге застигла пурга, дорогу так замело, что лошади не могли продолжать путь. Замерзая, Федот начал молиться Пресвятой Богородице и пообещал, если выживет, напишет список её образа «Взыскание погибших» для местного храма. Вскоре его случайно обнаружили местные жители, и Федот чудом остался жив.
Когда же он пришел к иконописцу заказать икону, тот запросил за неё очень высокую цену, за что Богородица в тот же момент лишила его зрения. Он раскаялся в корыстолюбии и согласился написать образ за любую стоимость.
В середине XVIII века молитвы пред иконой «Взыскание погибших» спасли от духовного падения вдовца с тремя дочерьми. Он потерял любимую жену, лишился своего состояния, не выдержав таких испытаний, начал пить. В отчаянии он стал молиться перед образом Богородицы о своем спасении и об устроении его девочек. Вскоре его жизнь наладилась, а девушки благополучно вышли замуж. Он отнес чудодейственный образ в Московский храм Рождества Христова в Палашах, чтобы и другие жители могли прибегнуть к затупничеству Пречистой Девы.
МОЛИТВА
О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивым Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе, воздвигни нас из глубины греховный, просвети ум наш, омраченный страстьмй, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем, притекающим к Тебе, и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего, мирен и непостыден, и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Икона Божией Матери «Огневидная»
Относительно времени и места явления Огневидной иконы Богоматери никаких сказаний не сохранилось. Божия Матерь на этой иконе изображается одна, без Младенца Иисуса. Лик Ее обращен в правую сторону. Одежда на Пресвятой Деве красного цвета, и это послужило поводом к наименованию сей иконы Огневидной.
Иверская икона Божией Матери
История «Портаитиссы» уходит вглубь веков. В 9 веке, в эпоху иконоборчества, недалеко от города Никеи в Византии благочестивая женщина хранила у себя образ Пречистой Богородицы. Защищая святыню, христианка не желала отдавать ее воинам, и тогда в гневе один из них ударил копьем в святой лик. Из него тотчас потекла кровь. Хозяйке удалось уговорить пораженных этим чудом солдат оставить образ в доме до утра. Ночью она опустила икону в море. Удивительным образом, стоя на воде вертикально, святыня предстала перед афонскими монахами. По преданию, через два века иноки Иверской обители увидели в море огненный столп, поднимавшийся к небу. Подплыв ближе, иноки увидели икону Богородицы. Однако им не удалось ее взять: икона каждый раз отдалялась от приближавшейся к ней лодки.
После соборной молитвы в храме, возносимой к Царице Небесной о даровании святыни, Богоматерь явилась монаху-отшельнику Гавриилу Иверскому:
«Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море, иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей»
Отличавшийся особо подвижнической жизнью монах вместе с братией крестным ходом направился к морю и, пройдя по воде как по суше, взял святыню и принес ее в Иверский монастырь. Летопись повествует, что чудесное явление случилось во вторник Светлой Седмицы 31 марта (по другим источникам, 27 апреля). Ежегодно во вторник Пасхальной недели в Ивероне совершается празднование: крестным ходом иноки идут к тому берегу моря, где икону принял преп. Гавриил.
Образ установили в Соборном храме монастыря, но наутро обнаружили его над монастырскими воротами. Так повторялось дважды. Матерь Божия явилась в сновидении преп. старцу Гавриилу и рекла:
«Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют»
На месте, которое определила Сама Богородица, воздвигли часовню.
Виленская и Далматская иконы Божией Матери
Виленская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Долгое время она была родовой святыней греческих императоров в Константинополе. В 1472 году икону перенесла в Москву София Палеолог, супруга великого князя Московского Иоанна III (1462–1505). В 1495 году великий князь благословил этой иконой свою дочь Елену при выдаче ее замуж за Литовского короля Александра. В честь перенесения иконы в бывшую столицу Литвы г. Вильно установлено празднование 15 февраля. Позже святую икону поставили в Предтеченском храме, в котором была погребена княгиня Елена.
Иоанн Грозный, пытаясь вернуть чудотворную икону в Москву, предлагал за нее королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно отказал, потому что все духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.
В Пречистенском соборе икона пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Виленский Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении базилиан. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с иконой Одигитрии был возвращен православным. С этого времени чудотворный образ Пресвятой Богородицы пребывал там, привлекая благоговейное чествование всех православных.
Икона Одигитрии написана на четырех досках, соединенных вместе: из них средние сделаны из кипариса, остальные из березы. В 1864 году чудотворная икона была подновлена.
По всей видимости, кроме чудотворной иконы «Успение Далматская» (http://pravicon.com/icon-334), существовала еще и иная Далматская икона. Информацию о ней найти не удалось, но она встречается на некоторых старинных многочастных иконах, причем в разном представлении. На некоторых многочастных иконах Далматская икона скорее напоминает Одигитрию, на других же более похожа на Умиление. Является ли какое-то из предложенных изображений схожим с оригиналом, и если да, то какое именно, достоверно определить невозможно.
Козельщанская икона Божией Матери
Козельщанская икона Божией Матери особенно прославилась в конце 19 в. после случая чудесного исцеления дочери графа Капниста Марии. Девушка мучилась от болезни ног, несколько местных врачей тщетно пытались ей помочь, состояние больной становилось только хуже. Надеясь на помощь известного заграничного профессора, родители собрались везти Марию в Москву. В ночь перед поездкой девушка по совету матери чистила ризу иконы и молилась Богородице об исцелении. По словам самой больной, еще во время молитвы она ощутила необычайный прилив сил и начала чувствовать свои ноги. Когда её привезли к врачу, она оказалась абсолютно здорова.
Молва об этом случае молниеносно разнеслась по городам, и у дома Капнистов выстроились очереди из паломников. На территории имения была построена часовня, куда могли прийти все желающие помолиться перед образом. Через некоторое время для иконы возвели храм, преобразовавшийся в дальнейшем в женский монастырь.
С тех пор и по сегодняшний день Козельщанская икона Божией Матери помогает в исцелении от недугов, перед ней молятся о физическом и душевном здоровье, просят у нее терпения, сил, помощи в замужестве и сохранении семейного счастья. Чаще всего к этому образу приходят с просьбами об избавления от самых тяжелых болезней, о разрешении сложных ситуаций. Случаи чудесной помощи от иконы записываются в специальную монастырскую книгу.
Исцеление перед иконой по молитве Марии случилось 21 февраля 1881 г. (по новому стилю – 5 марта), в дальнейшем эта дата стала днем почитания чудотворного образа для Православной Церкви.
Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Козельщанская»
Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице всего рода христианскаго! Чудотворней иконе Твоей благоговейно предстояще, молим Тя, услыши нас, молящихся Тебе: приими благодарения наша недостойная о всех неизреченных Твоих к нам благодеяниих, в месте сем и во многих весях и градех земли Российския явленных и являемых; Ты бо еси больных исцеление, скорбящих утешение, заблуждших исправление и вразумление. Буди всем нам покров и утешение, пристанище от всяких зол, бед и обстояний, от глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник, смертоносныя язвы и от злых человек озлобления. О, Премилосердая Мати, буди присно молитвенница любвеобильная о благостоянии святаго храма сего, о мире и тишине жительства общины сея, укрепи и поддержи священнодействующия и служащия во святем храме сем. Осени вседержавным покровом Твоим строители и благотворители святыя обители сея, воздаждь им вечными дары щедрот Твоих, заступи от всякия напасти и сохрани с верою и благоговением притекающия к чудотворной иконе Твоей и молящияся Тебе с любовию зде и на всяком месте. Вознеси молитвы наша, яко кадило благовонное, ко Престолу Всевышняго, дарующаго нам здравие, долгоденствие и в трудех благочестивых поспешение, да Твоим окормлением управляеми, и покровом Твоим осеняеми, прославим Отца, Сына и Святаго Духа и Твое Матернее о нас заступление, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Иверская икона Божией Матери
История «Портаитиссы» уходит вглубь веков. В 9 веке, в эпоху иконоборчества, недалеко от города Никеи в Византии благочестивая женщина хранила у себя образ Пречистой Богородицы. Защищая святыню, христианка не желала отдавать ее воинам, и тогда в гневе один из них ударил копьем в святой лик. Из него тотчас потекла кровь. Хозяйке удалось уговорить пораженных этим чудом солдат оставить образ в доме до утра. Ночью она опустила икону в море. Удивительным образом, стоя на воде вертикально, святыня предстала перед афонскими монахами. По преданию, через два века иноки Иверской обители увидели в море огненный столп, поднимавшийся к небу. Подплыв ближе, иноки увидели икону Богородицы. Однако им не удалось ее взять: икона каждый раз отдалялась от приближавшейся к ней лодки.
После соборной молитвы в храме, возносимой к Царице Небесной о даровании святыни, Богоматерь явилась монаху-отшельнику Гавриилу Иверскому:
«Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море, иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей»
Отличавшийся особо подвижнической жизнью монах вместе с братией крестным ходом направился к морю и, пройдя по воде как по суше, взял святыню и принес ее в Иверский монастырь. Летопись повествует, что чудесное явление случилось во вторник Светлой Седмицы 31 марта (по другим источникам, 27 апреля). Ежегодно во вторник Пасхальной недели в Ивероне совершается празднование: крестным ходом иноки идут к тому берегу моря, где икону принял преп. Гавриил.
Образ установили в Соборном храме монастыря, но наутро обнаружили его над монастырскими воротами. Так повторялось дважды. Матерь Божия явилась в сновидении преп. старцу Гавриилу и рекла:
«Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею… Доколе будете видеть образ Мой в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют»
На месте, которое определила Сама Богородица, воздвигли часовню.