РОЖДЕСТВО ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
О Рождестве Христовом св. Евангелие повествует так: вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Каждому надо было записаться в своем отечественном городе: почему и Иосиф с Пресвятой Девою Мариею, происходя из дома и от рода Давидова, пошли из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов Вифлеем. В этом маленьком городке, на этот раз, стечение народа было многочисленное. Пресвятой Деве Марии наступило время родить, и не оказалось удобного места в доме. Она удалилась в вертеп, в который, по обыкновению, загоняли домашний скот: и там родила Сына Богомладенца Иисуса; Сама спеленала Его, и положила в ясли. Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им Ангел Господень, и божественный свет осиял их. Они испугались, но ангел сказал им:»Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь. И вот как узнать Его: вы найдете спеленанного Младенца, лежащего в яслях». Вдруг явилось с ангелом множество небесного воинства; и слышно было, как они хвалили Бога, и пели «Слава на небесах Богу! и на земле мир. Открылось Его благоволение к человекам!» Когда ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг другу: «Дойдем до Вифлеема, и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам!» И нимало не медля пошли и нашли Богородицу Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Тут они рассказали, что было им самим сказано о Младенце. Все слышавшие дивились, что рассказывали пастухи. А Богоматерь, вслушиваясь, хранила эти речи на сердце Своем. Пастухи возвратились, и благодарили Бога за все, что слышали и видели.
СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА
А смысл этих евангельских событий такой: Господь воплотился в Вифлееме, был признан в качестве Царя и Мессии сначала волхвами, а потом уже и остальными уверовавшими в Него людьми. А произошло это на реке Иордан. В ее окрестностях проповедовал Иоанн Предтеча, названный впоследствии Крестителем Господним. Он предрекал скорое пришествие Мессии и призывал людей подготовиться к Его встрече: покаяться и очиститься от всех грехов. В качестве символического обряда перехода в «новую жизнь» пророк троекратно погружал людей в речную воду.
И вот к Иоанну на Иордан приходит Иисус. «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» — повествует евангелист Лука.
Тем самым людям явились три ипостаси Святой Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог Святой Дух. Поэтому в православной церкви праздник Крещения Господня имеет второе название — Богоявление.
Этот праздник важен для всех христиан. Но ответ на вопрос, какого числа Крещение в 2021 году, у разных христианских конфессий и церквей — разный. Например, Римско-католическая церковь празднует его в ближайшее воскресенье после 6 января. Это связано с календарными особенностями. В этот же день праздник Крещения отмечает и Армянская апостольская церковь — одна из древнейших в мире. Там это торжество совмещено с празднованием Рождества Христова, и имеет общее название – Богоявление. Такому же принципу следуют в еще одной древней восточной церкви – Коптской. В ней, правда, этот сдвоенный праздник приходится на 7 января. В Русской же православной церкви дата Крещение Господне – отдельная, неизменная год от года: 19 января.
В Крещенский сочельник и сам день Крещения Господня (только два раза в год) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды — торжественно, с крестным ходом на реки и водоемы, в воспоминание Крещения спасителя, освятившего все водное естество земли Своим погружением в воды Иорданские. На водных источниках во льду прорубается особое отверстие, обычно крестообразной формы, традиционно именуемое «иордань».
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА
Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305–311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца. Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс.142:5) (икос 2).
Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.
Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.
За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно – во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, – говорила Варвара, – ибо у неприступного, неизреченного Света Троичного Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские вероучительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.
К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.
В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем». На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, – на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.
Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081–1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь – в кафедральном соборе святого князя Владимира.
ВЕЛИКИЙ АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ
Апостолом дано все, говорит свт. Иоанн Златоуст. То есть: все дары, вся сила. Вся полнота благодати, которая вообще от Бога даётся верным. Мы видим это из жизни великого апостола Андрея Первозванного, как он был и Апостолом, и Благовестником, и Пророком, и Пастырем, и Учителем. Как Благовестник пронёс он Благую Весть по четырём сторонам света; как Пророк прорёк Крещение Русского народа и величие Киева, как города и христианского центра; как Пастырь устроил много церквей; как Учитель неутомимо поучал людей до своего распятия на кресте и даже со креста до последнего издыхания. Ещё он был мучеником. И всё это по дару Духа Святого, который не всякому даётся. И так видим в этом Апостоле, как и во всех других, всю полноту благодати Духа Божиего.
Святитель Николай Сербский
ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось три года от рождения, привели Её святые родители Иоаким и Анна из Назарета в Иерусалим. Три дня они провели в пути, но идя на богоугодное дело, путь для них не был тяжелым. Впереди шли девицы с зажжёнными свечами, потом шла Пресвятая Дева, ведомая отцом с одной стороны и матерью с другой. Была Дева украшена благолепными царскими одеждами и украшениями, как и положено царской дочери, Невесте Божией. Перед храмом было 15 ступеней. Родители поставили Деву на первую ступень, и Она потом Сама быстро поднялась наверх,где Её встретил священник Захария, отец св. Иоанна Предтечи, и, взяв Её за руку, ввел не просто в храм, но в Святая Святых, в Святыню над Святынями, в которую никто никогда не входил, кроме архиерея, и то один раз в год с принесением жертвы. Св. Феофелакт Орхидский говорит, что Захария «был вне себя и был охвачен Богом», когда Деву вводил в самое свято место храма за второй завесой храма. Иначе этот поступок никак нельзя объяснить. Тогда родители принесли жертву Богу по Закону, приняли благословение священника и вернулись домой, а Пресвятая Дева осталась при храме. И пробыла Она при храме полных девять лет.
Святитель Николай Сербский
СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ТАТИАНА
Святая Татиана была дочерью богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере. Когда Татиана достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и иным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Она навсегда отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами.
При императоре Александре Севере (222–235 гг.) святая Татиана за исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание от римского градоправителя Ульпиана (около 225 г.) Согласно древнему рассказу, святую Татиану после разных истязаний бросили на арену цирка (Колизея), чтобы свирепый лев растерзал ее для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда святую Татиану усекли мечом. Восемь слуг градоправителя, мучивших святую, уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию, – и они тоже были после мук усечены мечом.