10 (22) ноября 1881 (по другим данным 1885) года в маленьком селении Себино неподалеку от Тулы крестьянская чета Никоновых в очередной раз стали родителями. Новорожденной малышке дали имя Матрона.
Родители Матроны – Димитрий и Наталия Никоновы, крестьяне – были людьми благочестивыми, много трудились, но жили очень бедно. Кроха не была желанной. Узнав о беременности, мать Матронушки приняла непростое решение — отдать малышку в приют. У супругов уже подрастали два сына и дочь. Прокормить еще одного «нахлебника» небогатые родители были не в состоянии.
То, что Матрюшенька — дитя необычное, стало понятно сразу. По средам и пятницам кроха «постилась», отказываясь от материнской груди. А когда священник совершал Таинство Крещения, и опускал малютку в купель, над водой заклубился пар с непередаваемым ароматом. «Я крестил много младенцев, но такого не видел, — произнес батюшка. — Этот ребенок будет свят»
С самого нежного возраста любимыми «игрушками» девчушки были иконы. Как незрячая малышка, потихоньку пробираясь по ночам в «красный угол», каждый раз снимала их с полочки, было загадкой для всех. Святые образа были лучшими друзьями Матрюшеньки.
Лишенная возможности видеть, Матрона обладала зрением духовным. В одну из ночей она разбудила домочадцев громким криком: «Скорее, скорее! Батюшка преставился!» Родные девочки бросились в дом священника и увидели, что о. Василий, действительно, умер.
Когда Матроне было 17 лет, Господь попустил ей новое испытание — у девушки отказали ноги. Произошло это в тот момент, когда девушка шла по храму от Святой Чаши. Она уже знала, что к ней подойдет некая женщина, которая и станет причиной ее внезапного паралича. Но избегать этого не стала. Она со смирением и мужеством приняла волю Божию. На ноги она так больше никогда и не поднялась.
Прозорливица никогда не жалела себя. Всю себя без остатка она отдавала страждущим. К Матронушке целыми днями шли люди. Слепая женщина заранее знала исход любого дела, по ее молитвам уходили беды, проблемы и болезни. Принимая бесноватых и тяжело больных людей, Матрона могла в течение нескольких дней не есть и не спать. Силы ей давала только молитва.
Грянувший в 1917 году октябрьский переворот как катком прошелся по людским судьбам. Матрона не стала исключением. Матроне пришлось бежать. В 1925 году старица переехала в столицу. За 27 лет жизни в первопрестольной, Матрона не раз переезжала из одного жилища в другое. Жила на Николоямской и в Сокольниках, на Пятницкой и в Вишняковском переулке, у Никитских ворот и в Петровском-Разумовском, в Староконюшенном и на Сходне… Большевистский режим и милиция преследовали Матронушку. Но каждый раз женщина уходила от преследователей, заранее зная об их приходе.
С началом войны к Матронушке потянулись люди, обеспокоенные судьбой близких на фронте. Кому-то Матрона сообщала радостные вести — жив, вернется, ждите. Другим советовала отпеть и поминать.Существует такое мнение, что к святой Матроне в 1941 году приезжал Сталин. Но после тщательного исследования историки и комиссия по канонизации пришли к выводу, что такого события не было.
Матронушка старалась утешить каждого, кто обращался к ней. Многие из посетителей матушки шли к ней даже не за излечением, а просто за советом. Отказаться помочь блаженная старица могла только в двух случаях — если люди шли исключительно из любопытства, в надежде увидеть «фокус», либо если имела дело с колдовством. Матрона ничего не требовала за свою помощь. Даже те продукты, которые приносили посетители, она раздавала нуждающимся. Одно только требование было у матушки — жить с Богом. С молитвой. И как можно чаще исповедоваться и причащаться.
2 мая 1952 года Матрона Дмитриевна Никонова преставилась ко Господу. Чин отпевания совершил о. Дмитрий Голубцов в Ризоплоложенской церкви. 4 мая, во второе воскресенье после Пасхи, праведница была погребена там, где и завещала. Проститься с будущей святой пришло огромное число человек не только из первопрестольной, но из ее родного села Себино.